Валеология
[править]
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
(Перенаправлено с Валеолог)

Валеология (от одного из значений лат. valeo — «быть здоровым») — общая теория здоровья[1], претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук — медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других. Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.

Вопрос построения общей теории здоровья концептуально и методологически связан с решением проблемы целостной теории человека[1]. В настоящее время валеология не имеет единой теоретической базы. Специалисты в области философии и методологии науки полагают, что по этой причине её претензии на построение интегральной теории, на создание новых идеалов, новой системы ценностей и, наконец, нового человека являются необоснованными и лишёнными смысла[1]. Стремление валеологов найти для валеологии область применимости, принципиально отличающуюся от медицины, привело к включению в состав валеологии ненаучных, религиозных и оккультных концепций, а также нетрадиционной медицины. Попытки в таком виде ввести валеологию в систему российского образования вызвали широкую научную и общественную критику, в результате которой в 2001 году предмет «валеология» был исключен из базисного учебного плана образовательных учреждений, а специальность «педагогическая валеология» исключена из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего педагогического образования.

На 2011 год теоретические и практические проблемы валеологии продолжают изучаться в ряде академических учреждений России, Украины, Беларуси, Казахстана и Чехии. Преподавание валеологии на факультативной основе сохранилось в некоторых российских школах, а также в нескольких других странах СНГ.
Содержание
[убрать]

1 Предмет валеологии и классификация
2 История
2.1 Конференции
3 Научные организации
4 Критика
4.1 Со стороны науки
4.2 Со стороны общественных и религиозных организаций
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Прошивка магнитолы Geely Atlas Прошивка магнитолы Geely Coolray Прошивка магнитолы Geely Atlas Pro Прошивка магнитолы Geely Tugella 8.1 Мнение представителей Русской православной церкви

[править] Предмет валеологии и классификация

Предметом валеологии является индивидуальное здоровье и резервы здоровья человека, а также здоровый образ жизни.

Валеологию разделяют на общую и частную. К частной валеологии относят медицинскую и педагогическую.

Медицинская валеология определяет различия между здоровьем и болезнью и их диагностику,
Педагогическая валеология изучает вопросы образовательной и воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья человека[источник не указан 39 дней].

Составные части валеологии:

Морфология (анатомия) здоровья
Физиология здоровья
Психология здоровья
Генетика здоровья
Экология здоровья[источник не указан 39 дней]

[править] История

С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».

С 1996 года ЮФУ (Южным Федеральным Университетом) издается научно-практический журнал «Валеология»[2]. Журнал основан Министерством образования и науки РФ, Федеральным агентством по образованию, Российской академией образования, Южным научным центром РАН, ЮФУ (Южным Федеральным Университетом), Южным отделением Российской Академии Образования, УНИИ Валеологии ЮФУ, Ассоциацией центров валеологии вузов России[источник не указан 81 день]. C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК[3].

Министерство Здравоохранения утверждает должность «врач-валеолог». Министерства просвещения России, Беларуси и Украины вводят в университетах и школах учебный предмет «валеология». Ряд ошибок (отсутствие единой концепции преподавания, подготовленных педагогов-валеологов и т. п.) затормозили развитие педагогической валеологии.

В конце 90-х годов возрастает популярность валеологии. Появляется множество литературы и учебников по валеологии. Учебные материалы по валеологии оказались наполнены такими понятиями как «медитация», «инь и ян», практиками эзотерики, нетрадиционной медицины и психокультов, включив в себя материал, накопленный различными школами движения «Нью-Эйдж», учения Порфирия Иванова, каббалистики и герметизма. Это вызвало резкую критику со стороны академической науки и Русской православной церкви.

В результате в 2001 году Министерствами образования России было принято решение об исключении предмета и специальности «Валеология» из базисного учебного плана образовательных учреждений России и из Перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

В настоящее время преподавание предмета «Валеология» в России является следствием инициативы отдельных образовательных учреждений. В Беларуси преподавание предмета «Валеология» в средних общеобразовательных школах сохраняется как факультатив.
[править] Конференции

В России проходят научные конференции посвященные вопросам валеологии. Так, например, в 2006 году в Ростове-на-Дону прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторами выступили: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, Ростовский государственный университет, Учебно-научно-исследовательский институт валеологии РГУ[4].

В 2008 году состоялась 2-я Всероссийская научно-практическая конференция «Функциональное состояние и здоровье человека». Организаторы: Министерство образования и науки РФ, Федеральное агентство по образованию, Министерство образования Ростовской области, ФГОУ «Южный федеральный университет», Учебно-научно-исследовательский институт валеологии ЮФУ[5].
[править] Научные организации

Учебно-научно-исследовательский институт валеологии Южного Федерального университета открыт в 1998 году, директор — к. б. н. Л.Н. Иваницкая.
Кафедра физиологии человека и животных и валеологии КемГУ, заведующий — Э. М. Казин, д. б. н., профессор, заслуженный деятель науки РФ, член Международной академии наук высшей школы[6].
Кафедра валеологии НГЛУ им. Н. А. Добролюбова (ранее — кафедра физического воспитания и спорта), заведующий — доцент А. И. Остапенко[7].

[править] Критика
[править] Со стороны науки

В декабре 1999 года 140 ученых, общественных и религиозных деятелей подписали открытое письмо министру образования РФ, критикующее валеологию[8]. В списке подписавших — академики и члены государственных научных академий: РАН, РАО, РАМН, включая президента Российской академии медицинских наук В.И. Покровского.

Академик Эдуард Кругляков, председатель Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований отрицает научный статус валеологии[9].

Валеология подвергается критике со стороны философов: определяя её как одно из ментальных течений современности, сотрудники Института философии РАН отмечают необоснованность мировоззренческих претензий валеологии и спорность её выводов[10][11].
[править] Со стороны общественных и религиозных организаций

Представители Русской православной церкви классифицируют валеологию как некое новое философско-религиозное учение. Так, Сергий Рыбаков, анализируя попавшие к нему в 1999 году пособия по валеологии, приходит к заключению:

Валеология не является наукой, но претендует на выработку мировоззрения, то есть является религиозным учением.
Валеологи стремятся оказать воздействие на широкие круги детской, школьной (подростковой), и молодёжной аудитории.
Валеологи имеют целью разрушить сложившуюся систему образования и воспитания и, что особенно опасно, покушается на основы семьи.
Валеология формирует культ тела и имеет резко выраженный акцент на вопросы половых отношений. Это приводит к развитию у детей эгоцентризма и эгоизма, нарушению адекватного восприятия окружающего мира, различным психическим и физическим отклонениям.

Иначе говоря, валеология разрушительна по сути, агрессивна по формам и методам своего распространения и антинаучна, что позволяет отнести её к религиозным сектантским учениям тоталитарного свойства.

— Рыбаков С.Ю. Валеология - наука или сектантское учение?

Протодиакон Русской православной церкви, профессор богословия, канд. филос. наук Андрей Кураев также не рассматривает «Валеологию» как науку, считая её пропагандистско-коммерческим проектом[12].