Образование в в Беларуси [править] Материал из Википедии — свободной энциклопедии (Перенаправлено с Высшее образование в Республике Беларусь) Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 28 октября 2010. Образование в Белоруссии (белор. Адукацыя ў Беларусі) — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности. [показать] Содержание [править] Общие сведения Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения. Основные ступени образования: дошкольное (ясли, детские сады) общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет. общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы) высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии). В общеобразовательных учреждениях к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн учащихся[1] После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в: колледжах лицеях гимназиях профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе. Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании В Белоруссии имеется около 40 государственных и 20 негосударственных вузов. Образование в средней школе является бесплатным. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным. Планировалось перевода среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента[2]. Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали»[3]. В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках В 2003 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. Очевидно, что эта оценка не эквивалентна оценке «5» прежней 5-бальной системы оценивания знаний и должна ставиться довольно редко. В Болонском процессе Белоруссия не участвует. Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)"[4]. [править] История образования в Белоруссии
||
В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи. Это был новый этап в истории белорусского народа. Начались преобразования общественно-политического и административного характера. Коснулись изменения и школьного образования. До этого учебные заведения в землях, населённых белоруссами, были далеки от совершенства. Вхождение в состав России положительно повлияло на процесс обучения в школах с точки зрения самодержавия. Таким образом, состояние школьного образования по состоянию на начало XIX века, исходя из количественных и качественных характеристик, можно оценить как относительно благополучное . Одной из самых первых гимназий на территории нынешней Белорусси является Слуцкая гимназия[5]. Она для своего времени являлась образцом классического гуманитарного образования и была известна современникам как Слуцкие Афины. Укреплением Российского государства в начале XIX века, повышение требований к уровню образования государственных служащих вызвало необходимость реформ школьного образования по всей территории империи. В России создавалась единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты. На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось сблизить белоруссов с "природными русскими", притесняя белорусские школы и пресекая преподавание в них на белорусском (хотя преподавания на белорусском не было и до вхождения этих земель в Российскую империю) и польском языках. После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также первое высшее учебное заведение на территории современной Белоруссии - Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях университета отклонялись - царизм не желал создавать возможный "рассадник вольнодумства". [править] Реформа 2008 года Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.[6] [править] 2010 В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий "Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян"[7] 2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании[8][9] На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60% студентов белорусских вузов - заочники)[10]. [править] 2011 В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Беларуси, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ[11]. [править] Кодекс об образовании [править] Проект 2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые[12]. Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко[13].. Ряд положений проекта: Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся) Частные вузы обяжут иметь общежитие Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре) [править] Формы получения образования Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности): В образовательном учреждении: Очная форма Очно-заочная (вечерняя) Заочная Дистанционная, непрерывная В форме семейного образования Самообразование Экстернат С репетитором Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования[14]. [править] Уровни образования Заготовка раздела Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его. [править] Высшее профессиональное образование [править] История [править] Начальный период Долгое время на территории современной Белоруссии не было высших учебных заведений. Только в конце XVIII века при участии приглашённого из Франции Жана Эммануэля Жилибера в Гродно была открыта медицинская академия, которая, однако просуществовала всего несколько лет. В первой половине XIX века некоторое время действовали иезуитский коллегиум в Полоцке и земледельческий институт в Горках, но они просуществовали недолго из-за содействия преподавателей и студентов коллегиума армии Наполеона и участия студентов земледельческого института в восстании 1863 года. Был также закрыт Виленский университет, и в результате Северо-Западный край остался без высшего образования. Ещё в апреле 1863 года князь А. П. Ширинский-Шихматов предложил создать в Виленском округе две учительские семинарии, в Виленской и Ковенской губерниях. В каждой из них должно было заниматься по 30 человек из числа детей православных белорусских и литовских крестьян.Министерство народного просвещения согласилось финансировать эти заведения, но граф М. Н. Муравьёв Муравьёв-Виленский, бывший в 1863–1865 годах генерал-губернатором, проект в представленном ему виде не поддержал. Прозванный «Муравьёвым-вешателем» граф хотел, чтобы в этих заведениях работали в основном православные священнослужители и воспитанники духовных семинарий, причём не местные, которые «ополячились», а вызванные из Центральной России.[15]. В результате политических и бюрократических проволочек первым учительским институтом, открытым в Вильно, оказался еврейский Учительский институт, который начал работать 1873 года. Однако он не был государственным учебным заведением. Поступление в него для белорусов, русских, литовцев и других христиан было закрыто по конфессиональному признаку. Открыть же государственный, «христианский» Виленский учительский институт, удалось только в 1876 году. Помимо него в начале XX века были также открыты учительские институты в Витебске и Могилёве[15]. В начале XX века ставился вопрос о создании университета в других губерниях с белорусским населением, помимо Виленской, но решить его так и не удалось. С началом Первой мировой войны деятельность учительских институтов была прервана; Виленский был эвакуирован в Самару. [править] БССР В ходе многочисленных, отчасти непоследовательных реформ образования в БССР сложилась основа системы высшего образования, которая существует и сегодня. Именно в этот период были создано большинство наиболее известных на сегодняшний день вузов — Белорусский государственный университет, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный экономический университет, Белорусский государственный медицинский университет, Белорусский государственный педагогический университет, Белорусская сельскохозяйственная академия и другие. После присоединения Западной Белоруссии к БССР в 1939 году начался процесс создания вузов на территории западных областей (до этого в Западной Белоруссии не было ни одного вуза) — первоначально там открывались учительские институты. В 1940/41 учебном году в БССР было 25 вузов, 21 538 студентов и 927 преподавателей всех степеней[16]. После Великой Отечественной войны и восстановления нормальной работы существовавших ранее вузов стала наблюдаться направленность к увеличению числа технических вузов и к увеличению приёма в них, что было вызвано потребностями экономики БССР в квалифицированных кадрах для промышленности[16]. В конце 40-х — начале 50-х также создавались специализированные гуманитарные вузы, а учительские институты (прежде всего в западных областях БССР преобразовывались в педагогические институты). Отчасти благодаря этому, а также благодаря развитию заочного образования, к 1958 году БССР превзошла западноевропейские страны по количеству студентов на 10 000 человек. В 1958/59 учебном году в 25 вузах БССР насчитывалось 55,7 тыс. студентов и свыше 3 тысяч человек профессорско-преподавательского состава[17]. В конце 50-х — начале 60-х годов в образовании в БССР наблюдается направленность к увеличению внимания к фундаментальной науке. Значительно увеличивается приём в аспирантуру, перед учёными ставятся наиболее перспективные научные задачи и отсекаются неперспективные. В результате, Белорусский государственный университет вскоре включается в число 25 ведущих учреждений СССР по развития науки. Увеличивается и приём студентов на наиболее перспективные специальности (например, за 1958—1965 количество студентов на химическом факультете БГУ увеличилось с 300 до 1000, что было обусловлено, в частности, значительным развитием химической промышленности БССР в годы семилетки)[16]. Для обеспечения развивающейся радиоэлектронной промышленности квалифицированными кадрами в 1964 году был открыт Минский государственный радиотехнический институт (сегодня — Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники). В 1969 году Гомельский государственный педагогический институт был преобразован в Гомельский государственный университет и стал, таким образом, вторым университетом в БССР. В 1978 году Гродненский государственный педагогический институт был преобразован в Гродненский государственный университет. [править] 90-е 29 января 1991 года в целях повышения эффективности подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров органов государственного управления, руководителей и специалистов народного хозяйства для работы в условиях рыночной экономики Совет Министров БССР постановил[18] образовать на базе упраздняемого Межотраслевого института повышения квалификации и переподготовки руководящих кадров при Белорусском государственной институте народного хозяйства им. В. В. Куйбышева Академию управления при Совете Министров БССР (сегодня — Академия управления при Президенте Республики Беларусь), которой в 1995 году присвоен статус президентской. В 90-х многие институты получили статус университетов. Кроме того, появились негосударственные вузы. [править] Современное состояние В Белоруссии два ведущих вуза в национальной системе образования: Белорусский государственный университет[19], основанный 30 октября 1921 года, и Академия управления при Президенте Республики Беларусь[20], образованная 29 января 1991 года. Статус ведущего вуза в республике закреплён законодательно и имеет две разновидности: ведущий вуз в национальной системе образования и ведущий вуз в отрасли[21]. Статус ведущего вуза в отрасли имеет несколько вузов (в частности, Белорусский национальный технический университет, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, Белорусский государственный медицинский университет, Белорусский государственный аграрный технический университет и другие). В 1992 году в Минске был основан Европейский гуманитарный университет. В 2004 году он был вынужден прекратить работу в республике и с 2005 года действует в Литве. В Белоруссии студенты вузов могут получать академические степени специалиста (бакалавра) и магистра, хотя республика, в отличие от большинства остальных стран Европы, не подписала Болонскую декларацию. Выпускники вузов могут продолжить обучение и получить послевузовское образование, поступив в аспирантуру и затем в докторантуру. Кроме того, возможно прохождение курсов переквалификации и получение второго высшего образования. На август 2010 года научно-педагогический потенциал вузов (с учетом совместителей) составляет 26388 преподавателей, из которых 1334 — доктора наук и 8498 — кандидаты наук. Студентов — почти 400 тысяч[22]. Основная статья: Высшие учебные заведения Белоруссии [править] Обучение иностранных граждан Обучение для граждан других государств, как правило, платное, стоимость которого зависит от выбранной специальности, формы обучения и учебного заведения. Для получения приглашения на учебу необходимо обратиться в вуз. Для этого в учебное заведение отправляются все необходимые документы [23]. Большинству иностранных студентов до начала обучения нужно пройти в Белоруссии годичный языковой курс на факультете довузовской подготовки учебного заведения. Все высшие учебные заведения Белоруссии имеют отделы по обеспечению жильём, которые оказывают помощь в получении разрешения на временное проживание, помогают найти место жительства. Большинство студентов проживают в студенческих общежитиях. Это удобно и достаточно дёшево. На 2010 год в Белоруссии обучаются около 2 тысяч китайских студентов[24] [править] Статистика В 2008 году 1 627 выпускников школ получили золотые медали и 282 — серебряные. В 2009 году около 2 тыс. выпускников школ стали золотыми и серебряными медалистами, значительно выросло число серебряных медалистов. Получение медали (с 1994 года их изготавливает УП «Теплообменная аппаратура и порошковая металлургия») даёт абитуриенту возможность при прочих равных условиях иметь преимущество при поступлении в вузы. На одной стороне медали — герб Белоруссии, на другой — надпись «За выдатныя веды» и нанесён отпечаток раскрытой книги в обрамлении солнечных лучей и колосьев. Претенденты на золото должны иметь свидетельство об общем базовом образовании с отличием и примерное поведение, а в старших классах у выпускников годовые и экзаменационные отметки — «девять» и «десять». Серебряной медалью награждаются юноши и девушки, которые претендовали на золото, но немного не дотянули до высшей ступеньки учебного пьедестала.[25]