Образование в Беларуси

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Эта версия страницы ожидает проверки и может отличаться от последней подтверждённой, проверенной 28 октября 2010.

Образование в Белоруссии (белор. Адукацыя ў Беларусі) — обучение и воспитание в интересах человека, общества, государства, направленные на усвоение знаний, умений, навыков, формирование гармоничной, разносторонней развитой личности.


[показать]
Содержание
Общие сведения

Структура национальной системы образования базируется на Конституции Белоруссии и других нормативно-правовых актах. Гарантируется равенство всех граждан в получении образования, единство образовательных систем и преемственность всех форм обучения.

Основные ступени образования:

дошкольное (ясли, детские сады)
общее базовое (на базе 9-ти классов средней школы). Начинается с 6 лет.
общее среднее (на базе 11-ти классов), начальное профессиональное (ПТУ), среднее профессиональное (техникумы)
высшее профессиональное (высшие колледжи, институты, университеты, академии).

В общеобразовательных учреждениях к занятиям 1 сентября приступают более 1 млн учащихся[1]

После успешного окончания базовой школы имеется возможность продолжить обучение в:

купить паспорт рф цена ||
колледжах
лицеях
гимназиях
профессионально-технических училищах, где одновременно получают среднее образование и профессиональную подготовку

Желающие могут получить общее среднее образование, продолжив обучение в школе.

Основной документ, дающим право на поступление в высшее учебное заведение — аттестат об общем среднем или средне-специальном образовании

В Белоруссии имеется около 40 государственных и 20 негосударственных вузов.

Образование в средней школе является бесплатным. Базовое общее образование (1—9 классы средней школы) является обязательным.

Планировалось перевода среднего образования на 12-летнее обучение с обязательными 10 классами обучения, однако в 2008 году было принято решение о возврате к 11-летней средней школе. При этом решение о возврате к 11-летней системе образования было принято не Министерством образования, а Администрацией президента[2]. Своё решение Александр Лукашенко аргументировал следующим образом: «Исходя из мнения родителей и учителей, по крайней мере большинства из них, мы приняли решение прекратить затратные эксперименты и возвратиться к той школе, которую мы все хорошо знали»[3].

В системе образования Белоруссии используются два официальных языка — русский и белорусский, преподавание ведётся на белорусском и русском языках

В 2003 году в Белоруссии была введена 10-бальная система оценки знаний в средних школах, ССУЗах, СТУЗах и вузах, взамен 5-бальной системы, традиционной для постсоветских республик. Оценка «10» предполагает свободное оперирование программным учебным материалом различной степени сложности с использованием сведений из других учебных курсов и дисциплин; умение осознанно и оперативно трансформировать полученные знания для решения проблем в нестандартных ситуациях; проявление целеустремлённости, ответственности, познавательной активности, творческого отношения к учению. Очевидно, что эта оценка не эквивалентна оценке «5» прежней 5-бальной системы оценивания знаний и должна ставиться довольно редко.

В Болонском процессе Белоруссия не участвует.

Правовые, экономические, социальные и организационные основы специального образования (процесса обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития, включающего специальные условия для получения соответствующего образования, оказание коррекционной помощи, социальную адаптацию и интеграцию указанных лиц в общество) определяется законом Республики Беларусь "Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)"[4].
История образования в Белоруссии

В конце XVIII века белорусские земли вошли в состав Российской империи. Это был новый этап в истории белорусского народа. Начались преобразования общественно-политического и административного характера. Коснулись изменения и школьного образования. До этого учебные заведения в землях, населённых белоруссами, были далеки от совершенства. Вхождение в состав России положительно повлияло на процесс обучения в школах с точки зрения самодержавия. Таким образом, состояние школьного образования по состоянию на начало XIX века, исходя из количественных и качественных характеристик, можно оценить как относительно благополучное . Одной из самых первых гимназий на территории нынешней Белорусси является Слуцкая гимназия[5]. Она для своего времени являлась образцом классического гуманитарного образования и была известна современникам как Слуцкие Афины.

Укреплением Российского государства в начале XIX века, повышение требований к уровню образования государственных служащих вызвало необходимость реформ школьного образования по всей территории империи. В России создавалась единая система государственных учебных заведений, состоящая из 4 типов учебных заведений: приходские, уездные, губернские или гимназии и университеты.

На территории нынешней Белоруссии также стали появляться гимназии, схожие со средними школами России. Российское правительство всячески старалось сблизить белоруссов с "природными русскими", притесняя белорусские школы и пресекая преподавание в них на белорусском (хотя преподавания на белорусском не было и до вхождения этих земель в Российскую империю) и польском языках.

После восстаний 1830-1831 и 1863-1864 годов польский язык в преподавании был запрещён и заменён русским, обучению за границей ставились преграды. Был закрыт знаменитый Виленский университет, а также первое высшее учебное заведение на территории современной Белоруссии - Полоцкая иезуитская академия. Ходатайства местного дворянства об образовании в белорусских губерниях университета отклонялись - царизм не желал создавать возможный "рассадник вольнодумства".
Реформа 2008 года

Вернула белорусскую школу к 11-летнему обучению.[6]
2010

В системе среднего образования Белоруссии с 1-го по 11-й классы в 2010 году вводится учебная программа факультативных занятий "Основы православной культуры. Православные святыни восточных славян"[7]

2 декабря 2010 года на сессии Палаты представителей Национального собрания принят проект Кодекса Республики Беларусь об образовании[8][9]

На бюджетную форму обучения в вузы было подано почти на шесть тысяч заявлений меньше, чем в 2009 (среди них - 60% студентов белорусских вузов - заочники)[10].
2011

В нормативные документы, регламентирующие поступление в высшие и средние специальные учебные заведения Беларуси, будут вноситься изменения и дополнения. Планируется подписание специального указа президента РБ[11].
Кодекс об образовании
Проект

2010 год - при подготовке проекта в парламентскую комиссию поступило около 1,5 тыс. устных и письменных замечаний. Проект сформирован впервые[12].

Был принят во втором чтении на заседании сессии Палаты представителей Национального собрания. 13 января 2011 года подписан главой государства А.Лукашенко[13]..

Ряд положений проекта:

Урегулированы вопросы дисциплинарной ответственности образовательного процесса (ввод дисциплинарной ответственности учащихся)
Частные вузы обяжут иметь общежитие
Для прохождения службы в армии студентам предоставят отпуск
Предусмотрен новый документ об образовании - диплом исследователя, который будет выдаваться лицам, успешно закончившим обучение в аспирантуре (адъюнктуре)

Формы получения образования

Образовательные программы осваиваются в следующих формах (в зависимости от потребностей и возможностей личности):

В образовательном учреждении:
Очная форма
Очно-заочная (вечерняя)
Заочная
Дистанционная, непрерывная
В форме семейного образования
Самообразование
Экстернат
С репетитором

Дистанционное образование в последние годы интенсивно прорабатывается. Допускается сочетание различных форм получения образования[14].
Уровни образования
Заготовка раздела
Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
Высшее профессиональное образование
История
Начальный период

Долгое время на территории современной Белоруссии не было высших учебных заведений. Только в конце XVIII века при участии приглашённого из Франции Жана Эммануэля Жилибера в Гродно была открыта медицинская академия, которая, однако просуществовала всего несколько лет. В первой половине XIX века некоторое время действовали иезуитский коллегиум в Полоцке и земледельческий институт в Горках, но они просуществовали недолго из-за содействия преподавателей и студентов коллегиума армии Наполеона и участия студентов земледельческого института в восстании 1863 года. Был также закрыт Виленский университет, и в результате Северо-Западный край остался без высшего образования.

Ещё в апреле 1863 года князь А. П. Ширинский-Шихматов предложил создать в Виленском округе две учительские семинарии, в Виленской и Ковенской губерниях. В каждой из них должно было заниматься по 30 человек из числа детей православных белорусских и литовских крестьян.Министерство народного просвещения согласилось финансировать эти заведения, но граф М. Н. Муравьёв Муравьёв-Виленский, бывший в 1863–1865 годах генерал-губернатором, проект в представленном ему виде не поддержал. Прозванный «Муравьёвым-вешателем» граф хотел, чтобы в этих заведениях работали в основном православные священнослужители и воспитанники духовных семинарий, причём не местные, которые «ополячились», а вызванные из Центральной России.[15].

В результате политических и бюрократических проволочек первым учительским институтом, открытым в Вильно, оказался еврейский Учительский институт, который начал работать 1873 года. Однако он не был государственным учебным заведением. Поступление в него для белорусов, русских, литовцев и других христиан было закрыто по конфессиональному признаку. Открыть же государственный, «христианский» Виленский учительский институт, удалось только в 1876 году. Помимо него в начале XX века были также открыты учительские институты в Витебске и Могилёве[15].

В начале XX века ставился вопрос о создании университета в других губерниях с белорусским населением, помимо Виленской, но решить его так и не удалось. С началом Первой мировой войны деятельность учительских институтов была прервана; Виленский был эвакуирован в Самару.